1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
1.1* Базовая структура ЭГУП:
- титульный экран, оборотная сторона титульного экрана (оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.83-2013);
- содержание (оглавление) по всему пособию;
- основной текст;
- вопросы для самоконтроля (к каждой теме или к разделу);
- тестовые задания для самоконтроля (к каждой теме или разделу);
- список использованных и рекомендуемых источников информации (к каждой теме или разделу или ко всему курсу).
Дополнительно в структуру ЭГУП(по усмотрению автора) можно включать:
- методические указания по изучению дисциплины;
- методические указания к использованию ЭГУП;
- список аннотированных интернет-ресурсов (интернет-сайты, интернет-словари, интернет-энциклопедии, информационно-справочные системы и т.п.);
- интерактивный глоссарий;
- интерактивные обучающие кроссворды;
- интерактивные задачи;
- различные приложения;
- хрестоматии, персоналии, фотогалереи и др.
|
1.2* Четкая структуризация предметного материала (весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определен порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т.д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала) |
1.3* Компактность представленного материала (содержание каждого модуля, раздела или темы должно быть кратким, ясным, содержать основные моменты) |
1.4 Если в качестве рекомендуемых источников указываются ссылки на интернет-ресурсы, то целесообразно приводить аннотации, содержащие краткую характеристику ресурса |
1.5* Весь учебный материал должен быть тщательно проверен на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. В соответствии с правилами пунктуации точки в конце названия темы и в заголовках недопустимы |
1.6 Ссылки на источники заимствований |
2 ДИЗАЙН-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
2.1 Требования размещения учебного материала |
2.1.1 Единый стиль размещения учебного материала (весь дизайн ЭГУП следует выстраивать по общей схеме зонирования: меню, навигация, учебный материал) |
2.1.2* Оптимальность и удобство распределения информации на экране (учебный материал помещается целиком на странице (кадре) без вертикальной прокрутки либо занимает не больше 2-3 экранов) |
2.1.3 Информация (текст, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.) не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться на странице |
2.1.4 Пояснения к иллюстрациям (рисункам, схемам, диаграммам и т.п.) должны располагаться под ними и как можно ближе к ним. Пояснения к таблицам должны располагаться над ними |
2.1.5 Формулы желательно размещать в центре экрана (для наглядности их можно выделять заливкой) |
2.2 Требования цветового оформления |
2.2.1 Стиль и дизайн ЭГУП должен определяться предметной направленностью учебного материала |
2.2.2 Необходимо учитывать постоянство используемых цветов (при дизайне ЭГУП следует выбрать 2-3 цвета, которые можно разнообразить их же оттенками). Использовать общую цветовую гамму (все заголовки одного цвета, весь основной текст одного цвета, все списки одного цвета и т.п.) |
2.2.3 Необходимо соблюдать единство и гармоничность стилистического оформления для всех элементов ЭГУП (текста, ссылок, таблиц, схем, диаграмм и т.п.) |
2.2.4 Необходимо учитывать сочетание цветового оформления объектов (таблиц, схем, диаграмм и т.п.) с общим цветовым оформлением ЭГУП |
2.2.5* Необходимо соблюдать контрастность фона и текста (иллюстраций) по отношению друг к другу |
2.2.6 Цвет активных и неактивных гиперссылок должен сочетаться со стилевым решением всего ЭГУП |
2.3 Требования шрифтового оформления |
2.3.1* Единый размер шрифта для всех заголовков на каждой странице, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, для Verdana не менее 12 пт) |
2.3.2* Единый размер шрифта для основной информации на каждой странице (например, для Verdana не менее 11 пт), в том числе и для таблиц (например, для Verdana не менее 10 пт) |
2.3.3* Нельзя смешивать различные типы шрифтов при оформлении учебного материала в ЭГУП. Шрифты без засечек (Arial, Verdana, Tahoma) более читабельны в электронных текстах |
2.3.4* Читабельность шрифта касается не только основного текста, но и таблиц, схем, рисунков и т.п. |
2.3.5 Для основного текста желательно использовать только обычное начертание шрифта (не использовать полужирное начертание и курсив для всего текста) |
2.3.6 Необходимо делать абзацные отступы от краев страниц и от краев рисунков. Основной текст и списки желательно выравнивать по ширине |
2.3.7 При оформлении основного текста следует использовать только строчные буквы (исключить написание прописными буквами всего текста) |
2.4 Требования по выделению учебного материала |
2.4.1 Для выделения ключевой информации (например, определений, терминов), на которую следует обратить внимание обучающегося, желательно использовать полужирное начертание шрифта и/или другой цвет |
2.4.2* С целью выделения ключевой информации не допускается подчеркивание текста, так как оно ассоциируется с гиперссылками |
2.4.3 Выделить заголовки можно полужирным начертанием, цветом или большим размером шрифта |
2.4.4 Термины, определения, формулы, рисунки, выводы можно помещать в рамочку или выделять другим цветом |
2.4.5* Для структурирования и наглядности текста желательно использовать нумерованные и маркированные списки, но следует соблюдать единообразие при их оформлении во всех лекциях (необходимо выбрать единый формат номера и/или знак маркера для оформления всех элементов списка, в том числе для многоуровневого списка) |
2.4.6* Гиперссылки должны быть четко обозначены подчеркиванием и/или цветом (желательно, чтобы гиперссылки содержали подсказки, поясняющие, на какую веб-страницу, документ или внешний объект можно осуществить переход) |
2.4.7 Визуально разбить учебную информацию на блоки можно с помощью разделительной линии |
2.5 Требования по использованию интерактивных и мультимедийных объектов |
2.5.1 Удобство навигации по структуре ЭГУП (меню, кнопки перехода на содержание и между страницами) |
2.5.2* При использовании звукового сопровождения (голоса диктора, музыкальных вставок и т.п.) необходимо учитывать его уместность и качество. Звуковое сопровождение следует включать в трудных для понимания местах учебного материала ЭГУП |
2.5.3* При использовании видеоматериала (видеороликов, видеофильмов) необходимо учитывать его уместность и качество. Видеоматериалы в ЭГУП должны отображать и моделировать реальные события, факты, явления и процессы, которые невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи других средств обучения |
2.5.4* При использовании анимационных объектов (обучающих роликов, анимированных изображений) необходимо учитывать их уместность и качество. Следует применять релевантную анимацию с целью динамической имитации физических и химических процессов, природных явлений, работы алгоритма и т.п. |
2.5.5* Наличие интерактивности в ЭГУП, организованной в виде подсказок, помощи, интерактивных тестов, интерактивных задач, интерактивного глоссария и т.п. (данное свойство должно отличать самостоятельное электронное издание от обычного печатного издания) |
3 ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
3.1* Качество графических изображений (фото, рисунков, схем, диаграмм, иллюстраций и т.п.) должно быть высоким, недопустимы нечеткие материалы |
3.2 Необходимо учитывать обоснованность использования ресурсов персонального компьютера (объем внедренных объектов не должен быть ресурсоемким) |
3.3. Желательно предусмотреть возможность индивидуальных настроек ЭГУП в зависимости от ресурсов персонального компьютера и потребностей обучающегося (изменение разрешения экрана монитора, размера шрифта в браузере, расположения меню и т.п.) |