Комплексная экспертиза

Комплексная экспертиза включает в себя содержательную, программно-технологическую и дизайн-эргономическую экспертизы.

  • Содержательная экспертиза определяет полноту смыслового содержания в предметной области, соответствие требованиям образовательных стандартов, примерным учебным программам и другим нормативным требованиям, дает оценку педагогических и методических свойств ЭР, его ценности для организации аудиторной и/или самостоятельной работы студентов.
  • Программно-технологическая экспертиза определяет работоспособность ЭР как программного продукта в соответствии с заявленными минимальными системными требованиями; дает оценку исполнения принятых стандартов и соответствия современному программно-техническому уровню аналогичных продуктов; определяет устойчивость к ошибочным и некорректным действиям пользователя.
  • Дизайн-эргономическая экспертиза оценивает качество компонентов ЭР и дизайн в целом, эргономические, художественные качества продукта, а также влияние оформления материала на психологическое и физиологическое состояние пользователя.

Содержательная экспертиза проводится на этапе подготовки к регистрации ЭР в качестве учебно-методического обеспечения определенной дисциплины. Ответственность за проведение содержательной экспертизы возлагается на кафедру, за которой закреплена указанная дисциплина. Документами, подтверждающими проведение содержательной экспертизы разработанного ЭР, являются рецензия специалиста в данной области знаний, мотивированное заключение кафедры/подразделения, справка об апробации или опытной эксплуатации ЭР в образовательном процессе.

В рецензии специалиста дается всесторонняя и объективная оценка содержания ЭР, анализ его методических достоинств и недостатков, отличие данного ЭР в сравнении с существующими, степень его преемственности, степень освещения практических вопросов, их актуальность, приводятся замечания. В заключительной части рецензии даются обоснованные выводы о целесообразности использования разработанного ЭР в учебном процессе (с указанием специальности (специальностей) или направления (направлений) подготовки студентов (по действующему классификатору), для которых рекомендуется использование ЭР).

В мотивированном заключении кафедры/подразделения указывается наименование дисциплины, направление подготовки (специальность), для которого создается ЭР; констатируется соответствие государственным образовательным стандартам и программе учебной дисциплины; указывается перечень разделов дисциплины и виды и объем занятий, предусмотренных учебным планом, в рамках которых планируется использовать или уже используется ЭР; приводятся сведения об авторе и (или) авторском коллективе и описывается творческий вклад (роль) каждого автора в создание ЭР. Кроме того в мотивированном заключении кафедры/подразделения указывается, в рамках какого вида работ был создан ЭР (в рамках научно-исследовательской работы работника, научно-исследовательской или учебно-исследовательской работы студентов, по плану научно-методической работы кафедры, подразделения и т.п.) и указаны ли эти виды работ в индивидуальном плане автора ЭР. В заключительной части мотивированного заключения кафедры/подразделения даются обоснованные выводы о соответствии ЭР современному состоянию развития данной отрасли знания и технологий обучения. Кафедра/подразделение может рекомендовать зарегистрировать данный ЭР как объект интеллектуальной собственности в федеральных органах научно-технической информации: ЭУМК, ЭГУП – в федеральном государственном унитарном предприятии научно-техническом центре «ИНФОРМРЕГИСТР», ПП – в федеральной службе по интеллектуальной собственности «РОСПАТЕНТ» (если предполагается дальнейшее коммерческое использование ЭР), иные ЭР – в федеральном государственном научном учреждении «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти».

В справке об апробации или опытной эксплуатации ЭР в образовательном процессе указывается, где, когда и на каком контингенте проводилась апробация или опытная эксплуатация разработанного ЭР.

Программно-технологическая и дизайн-эргономическая экспертизы подразумевают проверку регистрируемого ЭР на соответствие следующим критериям: нормальное функционирование ЭР в соответствии с заявленными программно-аппаратными средствами; надежность и устойчивость работы; защита от несанкционированных или непредусмотренных действий пользователей; простота установки/удаления ЭР; корректность входа/выхода из ЭР; обоснованное использование ресурсов персонального компьютера; удобство и эффективность навигации; дружественность интерфейса (подсказки, надписи, справки); скорость отклика на запросы пользователя; качество графики, аудио-, видеофрагментов, анимации; возможности подключения внешних программ; возможности подключения ресурсов Интернет; учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм; организация системы поиска; автоматическая система отслеживания объема изученного материала с идентификацией пользователя (протокол хода занятий, журнал успеваемости обучающегося).