Требования к ЭГУП

Требования, предъявляемые к электронному гиперссылочному учебному пособию (ЭГУП)

Поля, отмеченные звездочкой, являются обязательными при регистрации электронных ресурсов и включении их в УФЭР. Остальные предъявляемые требования способствуют повышению качества ЭГУП.

1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1* Базовая структура ЭГУП:
  • титульный экран, оборотная сторона титульного экрана (оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.83-2013);
  • содержание (оглавление) по всему пособию;
  • основной текст;
  • вопросы для самоконтроля (к каждой теме или к разделу);
  • тестовые задания для самоконтроля (к каждой теме или разделу);
  • список использованных и рекомендуемых источников информации (к каждой теме или разделу или ко всему курсу).
Дополнительно в структуру ЭГУП(по усмотрению автора) можно включать:
  • методические указания по изучению дисциплины;
  • методические указания к использованию ЭГУП;
  • список аннотированных интернет-ресурсов (интернет-сайты, интернет-словари, интернет-энциклопедии, информационно-справочные системы и т.п.);
  • интерактивный глоссарий;
  • интерактивные обучающие кроссворды;
  • интерактивные задачи;
  • различные приложения;
  • хрестоматии, персоналии, фотогалереи и др.
1.2* Четкая структуризация предметного материала (весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определен порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т.д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала)
1.3* Компактность представленного материала (содержание каждого модуля, раздела или темы должно быть кратким, ясным, содержать основные моменты)
1.4 Если в качестве рекомендуемых источников указываются ссылки на интернет-ресурсы, то целесообразно приводить аннотации, содержащие краткую характеристику ресурса
1.5* Весь учебный материал должен быть тщательно проверен на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. В соответствии с правилами пунктуации точки в конце названия темы и в заголовках недопустимы
1.6 Ссылки на источники заимствований
2 ДИЗАЙН-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1 Требования размещения учебного материала
2.1.1 Единый стиль размещения учебного материала (весь дизайн ЭГУП следует выстраивать по общей схеме зонирования: меню, навигация, учебный материал)
2.1.2* Оптимальность и удобство распределения информации на экране (учебный материал помещается целиком на странице (кадре) без вертикальной прокрутки либо занимает не больше 2-3 экранов)
2.1.3 Информация (текст, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.) не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться на странице
2.1.4 Пояснения к иллюстрациям (рисункам, схемам, диаграммам и т.п.) должны располагаться под ними и как можно ближе к ним. Пояснения к таблицам должны располагаться над ними
2.1.5 Формулы желательно размещать в центре экрана (для наглядности их можно выделять заливкой)
2.2 Требования цветового оформления
2.2.1 Стиль и дизайн ЭГУП должен определяться предметной направленностью учебного материала
2.2.2 Необходимо учитывать постоянство используемых цветов (при дизайне ЭГУП следует выбрать 2-3 цвета, которые можно разнообразить их же оттенками). Использовать общую цветовую гамму (все заголовки одного цвета, весь основной текст одного цвета, все списки одного цвета и т.п.)
2.2.3 Необходимо соблюдать единство и гармоничность стилистического оформления для всех элементов ЭГУП (текста, ссылок, таблиц, схем, диаграмм и т.п.)
2.2.4 Необходимо учитывать сочетание цветового оформления объектов (таблиц, схем, диаграмм и т.п.) с общим цветовым оформлением ЭГУП
2.2.5* Необходимо соблюдать контрастность фона и текста (иллюстраций) по отношению друг к другу
2.2.6 Цвет активных и неактивных гиперссылок должен сочетаться со стилевым решением всего ЭГУП
2.3 Требования шрифтового оформления
2.3.1* Единый размер шрифта для всех заголовков на каждой странице, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, для Verdana не менее 12 пт)
2.3.2* Единый размер шрифта для основной информации на каждой странице (например, для Verdana не менее 11 пт), в том числе и для таблиц (например, для Verdana не менее 10 пт)
2.3.3* Нельзя смешивать различные типы шрифтов при оформлении учебного материала в ЭГУП. Шрифты без засечек (Arial, Verdana, Tahoma) более читабельны в электронных текстах
2.3.4* Читабельность шрифта касается не только основного текста, но и таблиц, схем, рисунков и т.п.
2.3.5 Для основного текста желательно использовать только обычное начертание шрифта (не использовать полужирное начертание и курсив для всего текста)
2.3.6 Необходимо делать абзацные отступы от краев страниц и от краев рисунков. Основной текст и списки желательно выравнивать по ширине
2.3.7 При оформлении основного текста следует использовать только строчные буквы (исключить написание прописными буквами всего текста)
2.4 Требования по выделению учебного материала
2.4.1 Для выделения ключевой информации (например, определений, терминов), на которую следует обратить внимание обучающегося, желательно использовать полужирное начертание шрифта и/или другой цвет
2.4.2* С целью выделения ключевой информации не допускается подчеркивание текста, так как оно ассоциируется с гиперссылками
2.4.3 Выделить заголовки можно полужирным начертанием, цветом или большим размером шрифта
2.4.4 Термины, определения, формулы, рисунки, выводы можно помещать в рамочку или выделять другим цветом
2.4.5* Для структурирования и наглядности текста желательно использовать нумерованные и маркированные списки, но следует соблюдать единообразие при их оформлении во всех лекциях (необходимо выбрать единый формат номера и/или знак маркера для оформления всех элементов списка, в том числе для многоуровневого списка)
2.4.6* Гиперссылки должны быть четко обозначены подчеркиванием и/или цветом (желательно, чтобы гиперссылки содержали подсказки, поясняющие, на какую веб-страницу, документ или внешний объект можно осуществить переход)
2.4.7 Визуально разбить учебную информацию на блоки можно с помощью разделительной линии
2.5 Требования по использованию интерактивных и мультимедийных объектов
2.5.1 Удобство навигации по структуре ЭГУП (меню, кнопки перехода на содержание и между страницами)
2.5.2* При использовании звукового сопровождения (голоса диктора, музыкальных вставок и т.п.) необходимо учитывать его уместность и качество. Звуковое сопровождение следует включать в трудных для понимания местах учебного материала ЭГУП
2.5.3* При использовании видеоматериала (видеороликов, видеофильмов) необходимо учитывать его уместность и качество. Видеоматериалы в ЭГУП должны отображать и моделировать реальные события, факты, явления и процессы, которые невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи других средств обучения
2.5.4* При использовании анимационных объектов (обучающих роликов, анимированных изображений) необходимо учитывать их уместность и качество. Следует применять релевантную анимацию с целью динамической имитации физических и химических процессов, природных явлений, работы алгоритма и т.п.
2.5.5* Наличие интерактивности в ЭГУП, организованной в виде подсказок, помощи, интерактивных тестов, интерактивных задач, интерактивного глоссария и т.п. (данное свойство должно отличать самостоятельное электронное издание от обычного печатного издания)
3 ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1* Качество графических изображений (фото, рисунков, схем, диаграмм, иллюстраций и т.п.) должно быть высоким, недопустимы нечеткие материалы
3.2 Необходимо учитывать обоснованность использования ресурсов персонального компьютера (объем внедренных объектов не должен быть ресурсоемким)
3.3. Желательно предусмотреть возможность индивидуальных настроек ЭГУП в зависимости от ресурсов персонального компьютера и потребностей обучающегося (изменение разрешения экрана монитора, размера шрифта в браузере, расположения меню и т.п.)