1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
1.1* Структура всего ЭКЛ ЭКЛ может состоять из одной презентации, содержащей слайды по всему курсу или из комплекта файлов с отдельными лекциями (в этом случае необходим главный исполняемый файл, позволяющий перемещаться между лекциями). Содержание и план должны быть оформлены с помощью гиперссылок. Исполняемый файл должен содержать следующие слайды:
- титульный экран для всего ЭКЛ (надзаголовочные данные: вуз кафедра; Ф.И.О. лектора; заглавие; год);
- краткую аннотацию курса лекций;
- структура дисциплины (общая трудоемкость дисциплины, изучаемые разделы);
- оглавление по всему курсу лекций (перечень названий всех лекций, организованный на основе гиперссылок и позволяющий открыть файл любой лекции).
Структура отдельной лекции. Каждый файл отдельной лекции должен содержать следующие слайды:
- титульный экран (номер и название темы лекции, Ф.И.О. лектора и т.п.);
- план лекции (на основе гиперссылок);
- содержательные слайды;
- заключение и список рекомендуемых источников и/или аннотированных интернет-ресурсов (по усмотрению автора);
- список используемой при подготовке лекции литературы и интернет-ресурсов;
- ссылки на источники заимствований графических изображений (рисунков, картинок, фото и т.д.), аудио и видеоматериалов
Минимальное количество слайдов — 130 |
1.2* Компактность (содержание каждого слайда должно быть представлено в виде тезисов, кратко освещающих основные положения и ключевые моменты лекции и не дублирующих устную речь лектора) и четкая структуризация представленного учебного материала (следует разбивать большой текст на абзацы, использовать короткие словосочетания и предложения, минимизировать количество предлогов, наречий, исключить вводные слова и т.п.) |
1.3 Желательно использовать нумерацию слайдов |
1.4 Если в качестве рекомендуемых источников указываются ссылки на интернет-ресурсы, то целесообразно приводить аннотации, содержащие краткую характеристику ресурса |
1.5* Весь учебный материал должен быть тщательно проверен на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. В соответствии с правилами пунктуации точки в конце названия темы и в заголовках недопустимы |
2 ДИЗАЙН-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
2.1 Требования размещения учебного материала |
2.1.1 Единый стиль размещения учебного материала (весь дизайн ЭКЛ следует выстраивать по общей схеме зонирования: заголовок и основной текст). Расположение заголовков и основного текста на каждом слайде должно быть одинаковым. Желательно, чтобы заголовки присутствовали на каждом слайде |
2.1.2* Оптимальность и удобство распределения информации на экране (учебный материал должен занимать не более 2/3 пространства всего слайда) |
2.1.3 Информация (текст, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.) не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться на слайде |
2.1.4 Пояснения к иллюстрациям (рисункам, схемам, диаграммам и т.п.) должны располагаться под ними и как можно ближе к ним. Пояснения к таблицам должны располагаться над ними |
2.1.5 Формулы желательно размещать в центре экрана (для наглядности их можно выделять заливкой) |
2.1.6* Основной текст не должен выходить за рамки слайда и перекрывать заголовок. Текст в диаграммах, рисунках, схемах, таблицах не должен выходить за пределы их области |
2.1.7* Информация, представленная в виде таблицы, должна быть наглядной и читабельной. Текст не должен выходить за границы таблицы. Следует использовать в ячейках таблицах орфографически правильные переносы |
2.1.8 Таблицы желательно создавать средствами самого программного продукта (например, Microsoft PowerPoint). Большие таблицы по возможности следует разбивать на несколько более мелких |
2.2 Требования цветового оформления |
2.2.1 Необходимо соблюдать единый стиль (шаблон) оформления всех слайдов в пределах одной лекции или всего ЭКЛ |
2.2.2 Стиль и дизайн ЭКЛ должен определяться предметной направленностью учебного материала лекций |
2.2.3 Необходимо учитывать постоянство используемых цветов (при дизайне ЭКЛ следует выбрать 2-3 цвета, которые можно разнообразить их же оттенками). Использовать общую цветовую гамму (все заголовки одного цвета, весь основной текст одного цвета, все списки одного цвета и т.п.) |
2.2.4 Необходимо соблюдать единство и гармоничность стилистического оформления для всех элементов в пределах одной лекции или всего ЭКЛ (текста, ссылок, таблиц, схем, диаграмм и т.п.) |
2.2.5 Необходимо учитывать сочетание цветового оформления объектов (таблиц, схем, диаграмм и т.п.) с общим цветовым оформлением ЭКЛ |
2.2.6* Необходимо соблюдать контрастность фона и текста по отношению друг к другу (при подборе цветовой гаммы учитывается цветопередача при проецировании на экран мультимедийной установки) |
2.2.7 Цвет активных и неактивных гиперссылок должен сочетаться со стилевым решением всего курса лекций |
2.3 Требования шрифтового оформления |
2.3.1* Единый размер шрифта для всех заголовков на каждом слайде, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, для Arial не менее 24 пт) |
2.3.2* Единый размер шрифта для основной информации на каждом слайде, в том числе и для таблиц, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, для Arial не менее 18 пт) |
2.3.3* Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. Шрифты без засечек (Arial, Verdana, Tahoma) более читабельны в электронных текстах |
2.3.4* Читабельность шрифта касается не только основного текста, но и таблиц, схем, рисунков и т.п. |
2.3.5 Для основного текста желательно использовать только обычное начертание шрифта (не использовать полужирное начертание и курсив для всего текста) |
2.3.6 При оформлении текста и списков абзацные отступы на каждом слайде должны быть одинаковыми. Основной текст и списки желательно выравнивать по левому краю |
2.3.7 При оформлении основного текста следует использовать только строчные буквы (исключить написание прописными буквами всего текста) |
2.4 Требования по выделению учебного материала |
2.4.1 Для выделения ключевой информации необходимо использовать полужирное начертание шрифта и/или другой цвет |
2.4.2* С целью выделения ключевой информации не допускается подчеркивание текста, так как оно ассоциируется с гиперссылками |
2.4.3 Выделить заголовки можно полужирным начертанием, цветом или большим размером шрифта |
2.4.4 Термины, определения, формулы, рисунки, выводы можно помещать в рамочку или выделять другим цветом |
2.4.5* Для структурирования и наглядности текста желательно использовать нумерованные и маркированные списки, но не следует забывать про единообразие при их оформлении во всех лекциях (следует выбрать единый формат номера и/или знак маркера для оформления всех элементов списка, в том числе для многоуровневого списка) |
2.4.6* Гиперссылки должны быть четко обозначены подчеркиванием и/или цветом (желательно, чтобы гиперссылки содержали подсказки, поясняющие, на какую веб-страницу, документ или внешний объект можно осуществить переход) |
2.5 Требования по использованию интерактивных и мультимедийных объектов |
2.5.1 Удобство навигации по ЭКЛ (кнопки перехода на план и между слайдами, если они присутствуют, должны располагаться в одном и том же месте) |
2.5.2* При использовании звукового сопровождения (голоса диктора, музыкальных вставок и т.п.) необходимо учитывать его уместность и качество. Звуковое сопровождение следует включать в трудных для понимания местах учебного материала ЭКЛ |
2.5.3* При использовании видеоматериала (видеороликов, видеофильмов) необходимо учитывать его уместность и качество. Видеоматериалы в ЭКЛ должны отображать и моделировать реальные события, факты, явления и процессы, которые невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи других средств обучения |
2.5.4* При использовании анимационных объектов (обучающих роликов, анимированных изображений) необходимо учитывать их уместность и качество. Следует применять релевантную анимацию с целью динамической имитации физических и химических процессов, природных явлений, работы алгоритма и т.п. |
2.5.5* Уместность использования анимационных эффектов текста, графических изображений и при смене слайдов (эффекты должны использоваться только в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать внимание обучающихся на каких-либо формулах, определениях, схемах или при порционной подаче материала лекции). Недопустимо использование нерелевантных и избыточных эффектов анимации, приводящих к быстрому утомлению органа зрения (например, «шашки», «ромб», «вращение», «пишущая машинка» и др.) |
3 ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
3.1* Качество графических изображений (фото, рисунков, схем, диаграмм, иллюстраций и т.п.) должно быть высоким, недопустимы нечеткие материалы |
3.2 Необходимо учитывать обоснованность использования ресурсов персонального компьютера (объем внедренных объектов не должен быть ресурсоемким) |