Требования к ЭКЛ

Требования, предъявляемые к электронному курсу лекций (ЭКЛ)

Поля, отмеченные звездочкой, являются обязательными при регистрации электронных ресурсов и включении их в УФЭР. Остальные предъявляемые требования способствуют повышению качества ЭКЛ.

1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1* Структура всего ЭКЛ
ЭКЛ может состоять из одной презентации, содержащей слайды по всему курсу или из комплекта файлов с отдельными лекциями (в этом случае необходим главный исполняемый файл, позволяющий перемещаться между лекциями). Содержание и план должны быть оформлены с помощью гиперссылок.
Исполняемый файл должен содержать следующие слайды:
  • титульный экран для всего ЭКЛ (надзаголовочные данные: вуз кафедра; Ф.И.О. лектора; заглавие; год);
  • краткую аннотацию курса лекций;
  • структура дисциплины (общая трудоемкость дисциплины, изучаемые разделы);
  • оглавление по всему курсу лекций (перечень названий всех лекций, организованный на основе гиперссылок и позволяющий открыть файл любой лекции).
Структура отдельной лекции.
Каждый файл отдельной лекции должен содержать следующие слайды:
  • титульный экран (номер и название темы лекции, Ф.И.О. лектора и т.п.);
  • план лекции (на основе гиперссылок);
  • содержательные слайды;
  • заключение и список рекомендуемых источников и/или аннотированных интернет-ресурсов (по усмотрению автора);
  • список используемой при подготовке лекции литературы и интернет-ресурсов;
  • ссылки на источники заимствований графических изображений (рисунков, картинок, фото и т.д.), аудио и видеоматериалов
Минимальное количество слайдов — 130
1.2* Компактность (содержание каждого слайда должно быть представлено в виде тезисов, кратко освещающих основные положения и ключевые моменты лекции и не дублирующих устную речь лектора) и четкая структуризация представленного учебного материала (следует разбивать большой текст на абзацы, использовать короткие словосочетания и предложения, минимизировать количество предлогов, наречий, исключить вводные слова и т.п.)
1.3 Желательно использовать нумерацию слайдов
1.4 Если в качестве рекомендуемых источников указываются ссылки на интернет-ресурсы, то целесообразно приводить аннотации, содержащие краткую характеристику ресурса
1.5* Весь учебный материал должен быть тщательно проверен на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. В соответствии с правилами пунктуации точки в конце названия темы и в заголовках недопустимы
2 ДИЗАЙН-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1 Требования размещения учебного материала
2.1.1 Единый стиль размещения учебного материала (весь дизайн ЭКЛ следует выстраивать по общей схеме зонирования: заголовок и основной текст). Расположение заголовков и основного текста на каждом слайде должно быть одинаковым. Желательно, чтобы заголовки присутствовали на каждом слайде
2.1.2* Оптимальность и удобство распределения информации на экране (учебный материал должен занимать не более 2/3 пространства всего слайда)
2.1.3 Информация (текст, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.) не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться на слайде
2.1.4 Пояснения к иллюстрациям (рисункам, схемам, диаграммам и т.п.) должны располагаться под ними и как можно ближе к ним. Пояснения к таблицам должны располагаться над ними
2.1.5 Формулы желательно размещать в центре экрана (для наглядности их можно выделять заливкой)
2.1.6* Основной текст не должен выходить за рамки слайда и перекрывать заголовок. Текст в диаграммах, рисунках, схемах, таблицах не должен выходить за пределы их области
2.1.7* Информация, представленная в виде таблицы, должна быть наглядной и читабельной. Текст не должен выходить за границы таблицы. Следует использовать в ячейках таблицах орфографически правильные переносы
2.1.8 Таблицы желательно создавать средствами самого программного продукта (например, Microsoft PowerPoint). Большие таблицы по возможности следует разбивать на несколько более мелких
2.2 Требования цветового оформления
2.2.1 Необходимо соблюдать единый стиль (шаблон) оформления всех слайдов в пределах одной лекции или всего ЭКЛ
2.2.2 Стиль и дизайн ЭКЛ должен определяться предметной направленностью учебного материала лекций
2.2.3 Необходимо учитывать постоянство используемых цветов (при дизайне ЭКЛ следует выбрать 2-3 цвета, которые можно разнообразить их же оттенками). Использовать общую цветовую гамму (все заголовки одного цвета, весь основной текст одного цвета, все списки одного цвета и т.п.)
2.2.4 Необходимо соблюдать единство и гармоничность стилистического оформления для всех элементов в пределах одной лекции или всего ЭКЛ (текста, ссылок, таблиц, схем, диаграмм и т.п.)
2.2.5 Необходимо учитывать сочетание цветового оформления объектов (таблиц, схем, диаграмм и т.п.) с общим цветовым оформлением ЭКЛ
2.2.6* Необходимо соблюдать контрастность фона и текста по отношению друг к другу (при подборе цветовой гаммы учитывается цветопередача при проецировании на экран мультимедийной установки)
2.2.7 Цвет активных и неактивных гиперссылок должен сочетаться со стилевым решением всего курса лекций
2.3 Требования шрифтового оформления
2.3.1* Единый размер шрифта для всех заголовков на каждом слайде, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, для Arial не менее 24 пт)
2.3.2* Единый размер шрифта для основной информации на каждом слайде, в том числе и для таблиц, при этом необходимо учитывать читабельность шрифта (например, для Arial не менее 18 пт)
2.3.3* Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. Шрифты без засечек (Arial, Verdana, Tahoma) более читабельны в электронных текстах
2.3.4* Читабельность шрифта касается не только основного текста, но и таблиц, схем, рисунков и т.п.
2.3.5 Для основного текста желательно использовать только обычное начертание шрифта (не использовать полужирное начертание и курсив для всего текста)
2.3.6 При оформлении текста и списков абзацные отступы на каждом слайде должны быть одинаковыми. Основной текст и списки желательно выравнивать по левому краю
2.3.7 При оформлении основного текста следует использовать только строчные буквы (исключить написание прописными буквами всего текста)
2.4 Требования по выделению учебного материала
2.4.1 Для выделения ключевой информации необходимо использовать полужирное начертание шрифта и/или другой цвет
2.4.2* С целью выделения ключевой информации не допускается подчеркивание текста, так как оно ассоциируется с гиперссылками
2.4.3 Выделить заголовки можно полужирным начертанием, цветом или большим размером шрифта
2.4.4 Термины, определения, формулы, рисунки, выводы можно помещать в рамочку или выделять другим цветом
2.4.5* Для структурирования и наглядности текста желательно использовать нумерованные и маркированные списки, но не следует забывать про единообразие при их оформлении во всех лекциях (следует выбрать единый формат номера и/или знак маркера для оформления всех элементов списка, в том числе для многоуровневого списка)
2.4.6* Гиперссылки должны быть четко обозначены подчеркиванием и/или цветом (желательно, чтобы гиперссылки содержали подсказки, поясняющие, на какую веб-страницу, документ или внешний объект можно осуществить переход)
2.5 Требования по использованию интерактивных и мультимедийных объектов
2.5.1 Удобство навигации по ЭКЛ (кнопки перехода на план и между слайдами, если они присутствуют, должны располагаться в одном и том же месте)
2.5.2* При использовании звукового сопровождения (голоса диктора, музыкальных вставок и т.п.) необходимо учитывать его уместность и качество. Звуковое сопровождение следует включать в трудных для понимания местах учебного материала ЭКЛ
2.5.3* При использовании видеоматериала (видеороликов, видеофильмов) необходимо учитывать его уместность и качество. Видеоматериалы в ЭКЛ должны отображать и моделировать реальные события, факты, явления и процессы, которые невозможно или трудно с достаточной степенью наглядности объяснить обучающимся при помощи других средств обучения
2.5.4* При использовании анимационных объектов (обучающих роликов, анимированных изображений) необходимо учитывать их уместность и качество. Следует применять релевантную анимацию с целью динамической имитации физических и химических процессов, природных явлений, работы алгоритма и т.п.
2.5.5* Уместность использования анимационных эффектов текста, графических изображений и при смене слайдов (эффекты должны использоваться только в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать внимание обучающихся на каких-либо формулах, определениях, схемах или при порционной подаче материала лекции). Недопустимо использование нерелевантных и избыточных эффектов анимации, приводящих к быстрому утомлению органа зрения (например, «шашки», «ромб», «вращение», «пишущая машинка» и др.)
3 ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1* Качество графических изображений (фото, рисунков, схем, диаграмм, иллюстраций и т.п.) должно быть высоким, недопустимы нечеткие материалы
3.2 Необходимо учитывать обоснованность использования ресурсов персонального компьютера (объем внедренных объектов не должен быть ресурсоемким)